Кто есть кто


Цели защитников жизни (pro-life),
Защитники жизни выступают за то, чтобы государственные законы обеспечивали защиту всем людям от зачатия до естественной смерти.

Цели сторонников абортов (pro-choice).
Многие из целей тех, кто выступает в защиту абортов, уже достигнуты. Аборт по социальным и экономическим причинам легален в большинстве стран вплоть до рождения. Во многих местах оплата части абортов производится на деньги налогоплательщиков. Однако защитникам абортов не удалось достичь статуса респектабельности, потому что до сих пор слова «сторонник абортов» вызывает скорее порицание, чем уважение. Аборт до сих пор осуждается значительными слоями населения.

Есть три вопроса, которые лежат в основе всего спора об абортах.

Первый вопрос:
«Является ли человеческой зачатая в утробе женщины жизнь?»

Как свидетельствует наука – генетика и эмбриология – существо в утробе женщины с момента зачатия является человеком.

Второй вопрос:
«Должны ли мы предоставить одинаковую защиту всем людям, живущим в нашей стране или мы можем позволить дискриминацию целого класса людей по признаку их возраста (меньше 9-ти месяцев от зачатия) и местонахождения (в утробе матери)?»

Третий вопрос:
«Имеет ли право женщина умертвить своего ребенка, пока он находится в её утробе?»

(По материалам книги Джона и Барбары Уиллке
«Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы.» М., 2003.)



Немаловажным является то, что сторонники абортов при дискуссии игнорируют научные факты. Проведя широкомасштабные и дорогостоящие социологические исследования, сторонники абортов стали придерживаться трёх принципов ведения дискуссии:

1. Никогда не говорить о маленьком существе в утробе женщины. Сторонники абортов поняли, что в спорах о том, ребенок ли это, они постоянно терпели поражение, а аргументы защитников жизни были убедительными. Достижения науки сыграли решающую роль в подтверждении того, что в утробе женщины – человек.

2. Следует прекратить споры об абортах как таковых. Правда об абортах слишком страшна, чтобы выступать за них. Сторонники абортов поняли, что если постоянно оспаривать факты об абортах, об их вреде для здоровья женщины, то защитники жизни будут постоянно побеждать.

3. Необходимо подменить предмет полемики. Будучи неспособны выиграть спор в вопросе: «Аборт – хорошо это или плохо?», сторонники абортов перемещают акценты: «Кто должен принимать решение: женщина или правительство?» Таким образом, слово аборт остаётся за скобками. «Мы живем в правовом обществе, и женщина вправе не рисковать своим здоровьем.» Как видим, во-первых, такое утверждение содержит ложь, потому что искусственное прерывание беременности приводит к последствиям, значительно худшим для здоровья женщины, нежели естественный для женского организма родовой процесс. Во-вторых, речь совсем не идёт о жизни ребенка.

В результате подобного манипулирования в обществе сформировалось мнение: что, право женщины выбрать аборт превалирует над правом ребёнка на неприкосновенность его жизни.

Кроме того, защитников жизни пытаются представить радеющими только за жизнь ребёнка и равнодушными к судьбе женщины. Однако сама жизнь показывает, что именно защитники жизни являются организаторами деятельности, направленной на помощь беременным женщинам в кризисной ситуации, а также женщинам, страдающим от перенесенного аборта (подробнее см. здесь).

Таким образом, сторонники аборта защищают только права женщины, а защитники жизни защищают права и женщины и ребенка, призывая любить их обоих и заботиться о них.

Наиболее полно аргументация за право женщины на А. представлена в документах Международной федерации планирования семьи (МФПС). В их подаче, вопрос об аборте – это часть вопроса о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека. Репродуктивное здоровье предполагает: а) способность производить потомство, б) свободное принятие решения в этой сфере, в) доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь. Репродуктивный выбор - это проявление моральной автономии личности в вопросах сексуальности и деторождения. «Важнейшее из репродуктивных прав – право человека на свободное, ответственное решение относительно числа своих детей и времени их рождения. Такое право обеспечивается доступностью женщинам и мужчинам современных средств планирования семьи, одним из которых в определенной степени можно считать и аборт. Вопрос об аборте - это не только вопрос об его опасности или безопасности, но и вопрос о правах женщины.»

При этом не учитывается контраргумент противников абортов о том, что эмбрион имеет право на жизнь, как и всякий другой человек, что аборт – это убийство. (Подробнее о развитии ребенка в материнсой утробе см. здесь.) Аборт к тому же есть дискриминация людей по возрасту и месту жительства, а зачастую и по полу (согласно одному исследованию, из 8000 А. после амнеоцентеза, сделанных в Бомбее, в 7999 случаях погибли девочки). Также при производстве аборта эмбрион испытывает боль и страх; врачи, производящие аборты, недооценивают риск – ранние и поздние осложнения у женщин, психоэмоциональные проблемы ("постабортный синдром"), осложнения у детей, родившихся у матерей, ранее делавших аборты; врачи нарушают этическое правило информированного согласия, т.к. неадекватно информируют женщину о риске, о степени зрелости плода (даже при сроке беременности до 12 недель).

Особый природный статус эмбриона определяет и его особый моральный статус. На любой стадии своего развития человеческий эмбрион является носителем человеческого достоинства. Эмбрион еще не является нравственным субъектом, но все наши действия по отношению к нему подлежат моральным оценкам. С т.з. морали, всякий аборт есть в конечном счете зло и обязательно причиняет боль человеческой душе. Эта боль (чувство вины, нередко – раскаяние) – свидетельство нравственного здоровья людей. А. и сама проблема аборта всегда будет открытой моральной проблемой.

"Декларация о медицинском А.", принятая Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА) в 1970 в Осло, подтверждая, что первым этическим принципом врачебной профессии является уважение к человеческой жизни с момента зачатия, и констатируя, что в А. сталкиваются жизненные интересы матери и жизненные интересы плода, допускает легальные А. Если убеждения врача не позволяют ему рекомендовать или произвести А., он обязан направить пациентку для оказания квалифицированной медицинской помощи к другому врачу.

Л и т.: Аборт в Европе: текущее состояние и основные задачи // Планирование семьи в Европе. 1994. № 1. С. 3-5; Коновалова Л.В. Правила и исключения (дискуссии об этических проблемах аборта) // Человек. 1995. № 1. С. 107-112; Медицина и права человека. М.: Прогресс, 1992; Steinbock В. Life Before Birth: The Moral and Legal Status of Embryos and Fetuses. New York: Oxford U.P., 1990; The Ethics of Abortion: Pro-Life \b. Pro-Choice/

В отличие от России, где, по известным причинам, государство имело монополию на всю социальную сферу, на Западе движение Pro-life достаточно сильно, а в ряде стран даже уравновешивает движение Pro-choice. 

В зарубежном опыте движения Pro-life можно условно выделить два основных направления: просветительская и протестная деятельность, а также помощь беременным женщинам в кризисной ситуации.

По данным Дж. Уиллке, в движении за жизнь несколько больше тех, кто тратит свое время и силы, помогая женщинам в кризисной ситуации, чем тех, кто пытается остановить аборты протестами. 
Соотношение можно определить так: 
40% активистов занимаются протестными акциями и занимаются просветительской деятельностью.
60% активистов занимается помощью беременным женщинам в кризисной ситуации.


Подробнее см.:

Помощь беременным женщинам в кризисной ситуации

Просветительская и протестная деятельность


Также:

Материал о Марше в защиту жизни в Варшаве
и о запрете абортов правительством Польши

В 60-х годах ХХ столетия получает распространение во всём мире движение PRO-LIFE – “За жизнь” (За право человека на жизнь с момента зачатия до естественной смерти). Оно возникло в противовес движению PRO-CHOICE – “За выбор” (За право выбора женщины сделать аборт) – основной движущей силе легализации абортов

Члены движения в защиту жизни, в том числе врачи, учёные, политики, объединяются в общественные организации, распространяют информацию о развитии ребёнка внутри материнской утробы, инициируют создание кризисных служб для беременных женщин и продвижение законопроектов о защите жизни ребенка с момента зачатия.

В ряде стран (Польше, Португалии, Ирландии, в некоторых других) под воздействием консервативно настроенных слоёв общественности жизнь детей до рождения теперь защищена государственными законами.

В России аборты были легализованы декретом Советской власти в 1920 г. Все годы тоталитарного режима у общественных и церковных организаций не было возможности выступать в защиту жизни нерожденных детей. Теперь и в нашей стране для всех людей доброй воли появилась возможность поднять свой голос в защиту жизни.

В последние годы в круг вопросов, которые непосредственно затрагивают защиту жизни, вошел ряд медицинских тем, которые должны быть оценены с точки зрения морали. Это вопросы биомедицинской этики, среди них: экстракорпоральное оплодотворение, манипуляции с человеческими эмбрионами, евгеника, эвтаназия и др.

Начало движению PRO-CHOICE – “За выбор” (за право выбора женщины сделать аборт) было положено членами феминистических организаций. Спусковым механизмом легализации аборта в большинстве стран можно считать ситуацию, сложившуюся в связи с активным распространением гормональной контрацепции в начале 60-х годов и т.н. «сексуальной революцией». Сначала гормональная контрацепция представлялась её производителями как надежный способ избежать «нежелательной» беременности при половом контакте. Однако как показала жизнь, эффективность этих препаратов как была, так и остается много ниже заявленной их производителями. К середине 60-х годов появилось большое количество женщин, вовлеченных в «сексуальную революцию», использовавших гормональную контрацепцию, но не избежавших «нежелательных» беременностей. В результате под давлением активных и многочисленных выступлений организаций феминисток правительства многих западных стран легализовали аборты. 

Но решающую роль в легализации абортов сыграли организации, ставящие своей целью тотальный контроль над рождаемостью. Яркой и зловещей фигурой в этой сфере была Маргарет Зангер с её Лигой контроля над рождаемостью. Разработки Зангер использовал в своей деятельности Адольф Гитлер. После падения фашизма и осуждения его методов на Нюрнбергском процессе Зангер была вынуждена изменить тактику. Лига контроля над рождаемостью приобрела теперь более мягкое и завуалированное название: Международнуя федерация планирования семьи (МФПС). 

Впрочем, сущность деятельности организации осталась прежней – контроль над рождаемостью через популяризацию абортов, контрацепции, стерилизации, пропаганду половой распущенности, в первую очередь среди молодежи. Т.о. «планирование» происходит исключительно в сторону уменьшения количества детей в семье и на самом деле сводится к разрушению основ семьи, к борьбе с традиционными семейными ценностями. Только 4% бюджета организации направляются на репродуктивные технологии, имеющие целью рождение ребёнка. Но и они в большинстве своем этически сомнительны или недопустимы (экстракорпоральное оплодотворение и проч.)

Результатом деятельности Международной Федерации Планирования Семьи (получившей влиятельное лобби во многих законодательных органах западных стран) стала стремительная легализация абортов в Западной Европе и Америке во второй половине ХХ века. Первой в Западной Европе аборты легализовала Великобритания в 1967 году, очень быстро ей последовало абсолютное большинство стран Европы и Америки. (В России аборты были легализованы декретом советской власти ещё в 1920 году.)

Помимо скрытой деятельности организаций «планирования семьи», преследующих цель тотального контроля над рождаемостью среди движущих сил и причин, способствовавших легализации абортов можно назвать следующие:
- так называемая «сексуальная революция», выражающаяся в общем падении нравов, отходе от традиционных семейных ценностей (чему во многом содействовала деятельность МФПС);
- распространение и популяризация средств контрацепции;
- деятельность женских феминистических организаций;
- развитие сферы секс-шоубизнеса;
- секуляризация общества, снижение влияния христианской морали на нравы в обществе;
- появление антибиотиков как средства лечения венерических заболеваний (что снизило страх перед последствиями беспорядочной половой жизни).

В последние годы, когда правда об абортах усилиями сторонников движения PRO-LIFE становится известна всё большей части общественности, организации «планирова-ния семьи» изменили тактику и теперь, не пропагандируя аборты в открытую, предлагают справиться с «проблемой» (ребенком) методом с более мягким названием – контрацепция. МФПС в рамках проводимого ею «полового просвещения» активно пропагандирует контрацепцию среди школьников, выставляя её как панацею от всех проблем. 

При этом под видом контрацептивных (т.е. противозачаточных) средств реклами-руются гормональные средства, которые имеют абортивное действие, то есть не только препятствуют оплодотворению, но и направлены на прерывание жизни в утробе на ранних стадиях развития. Кроме того, как показали исследования, распространение контрацепции не только негативно сказывается на моральном климате в обществе, но снижает уровень здоровья населения и стимулирует рост числа абортов.